Если с учетом расхода природного газа, потребляемого для выработки тепловой энергии на котельных сложностей нет, поскольку обязательным условием для подключения с газопроводу является установка коммерческого узла учета расхода газа. Таким образом, в каждой точке потребления природного газа установлен газовый счетчик, с которого и снимаются показания о расходе газа. Данные показания могут быть переданы по различным каналам GSM, ADSL в систему для их обработки и последующего анализа.
Этого нельзя сказать при учете расхода жидкого топлива (мазут, печное топливо, дизельное топливо) и твердого топлива (угля и дерева), при этом именно учет расхода дерева, а если быть более точным, учет тепла получаемого от сжигания дерева является очень непростой задачей. Для начала необходимо отметить следующий, очень важный момент, что учитывать нужно не столько объем топлива в натуральных единицах, сколько количество тепла, которое можно получить при его сжигании. Количество тепла, которое можно получить при сжигании 1тонны, или 1м3 топлива называется низшей теплотой сгорания (Qнр) и измеряется в кг/Гкал, данный параметр для каждого вида топлива определяется в лабораторных условиях при помощи калолометрической бомбы.
Среднестатические параметры для каждого вида топлива приведены в справочниках. При покупке топлива данный параметр отражается в сертификате топлива на основании лабораторных испытаний, которые проводятся при приемке партии топлива. И покупателю гораздо более важно знать не сколько тонн или м3 от покупает, а сколько потенциальных калорий тепла он при этом получит. Для примера: на рынке есть 2 партии угля: первая по цене 5 (т.р./тонну) р/кг при калорийности 5900 ккал/кг, вторая по цене 4 (т.р./тонну) р/кг при калорийности 4500 ккал/кг. Какую же партию топлива взять, на первый взгляд очевидно, что нужно взять уголь по цене 4 р/тонну, но, если перевести на в руб/ккал мы получим следующую картину: в первой партии топлива 1 ккал будет стоить 5:5900/1000=0,847 руб/кал, а во второй 4/4500/1000=0,888 руб/кал. Таким образом, при использовании более дешевого, но менее качественного топлива прямые затраты будут выше. К этому необходимо добавить еще то, что при использовании менее качественного топлива снижается КПД котлоагрегата примерно на 9-10% от паспортного и его максимальная производительность на 15%, растут удельные затраты на перевозку угля (в пересчете руб/кал перевезенного топлива) и его хранение. Становится ясно, что применение дешевого топлива зачастую не будет экономически оправдано.
Учет расхода твердого топлива является самым сложным процессом, здесь важно учитывать влияние влажности на вес топлива, снижение калорийности топлива в зависимости от его влажности. Наиболее действенным способом является учет топлива при транспортировке его в котельную при помощи тельфера или подвесного монорельса. В данном случае возможно применение крановых весов с фиксацией показаний или небольшой весовой площадки. При этом вес завезенного на котельную топлива будет фиксироваться в автоматическом режиме. НО при учете расхода твердого топлива, как нигде, оказывает влияние человеческий фактор. В данном случае важно контролировать и мотивировать людей на ведение правильного учета. Поскольку только достоверный учет позволяет анализировать данные, выявлять причины перерасхода топлива и бороться с ним.
Как же организовать на котельной учет жидкого топлива мазута или дизельного топлива?
Учет мазута, как топлива с высокой переменной вязкостью при различных температурах учесть сложно, но возможно. Решить данный вопрос возможно при помощи радарных уровнемеров, которые могут контролировать бесконтакным способом уровень топлива и при этом фиксировать его расход за час, день, сутки и любой произвольный интервал времени. Для технического учета топлива на котельной измерения проводиться на расходной емкости, емкость при этом должна быть градуированной, и, чем выше точность градуировки, тем точнее показания по расходу.
Информация о расходе топлива, равно как о уровне оставшегося топлива позволяет вести анализ эффективности его использования, наличие запасов, прогноз расхода топлива и определить факты возможного хищения или недолива топлива.
Учет дизельного топлива оптимально производить с использованием счетчика дизтоплива, но у данного способа есть свои особенности. Дополнительно существует возможность фиксировать расход топлива по времени работы одноступенчатой горелки по пропускной способности форсунки, но в этом случае необходимо помнить о таких факторах как: снижение производительности насоса, износ или загрязнение форсунки. При снижении производительности насоса снижается расход топлива, при износе форсунки повышается расход, загрязнение форсунки наоборот снижает расход топлива. Разумеется, снижение производительности, износ или загрязнение форсунки негативно влияют на КПД котельной резко увеличивая при этом расход топлива.
О мониторинге эффективности работы котельной, какая информация для этого нужна и как она систематизируется можно прочитать в разделе МОНИТОРИНГ.